Знаете ли вы, почему люди не любят изменения? Конечно, некоторые из вас скажут: «О нет, ни в коем случае! Я очень люблю начинать новое – менять профессию, одевать другие тапочки и т.д.». На это скажу вам как Станиславский: «Не верю!» Утверждаю по-прежнему: «Люди не любят изменений». И они правы. Любое изменение требует значительных энергетических затрат, а организм – система эргономичная, его задача экономить ресурсы. Более того, любой человек интуитивно знает стадийность процесса освоения нового навыка и из опыта знает, что ему предстоит пережить и понимает, что никакую из стадий миновать нельзя. Хотя существует точка зрения (на мой взгляд, неоднозначная), что коучинг в состоянии помочь миновать некоторые из них, но об этом позже.
Парадокс заключается в том, что хотим мы или нет, но мир постоянно меняется, а в последнее время скорость изменений увеличилась невероятно. Любое изменение – это выход из зоны комфорта, проще говоря, погружение в стресс со всеми его атрибутами: бессонницей, навязчивыми мыслями, неудовлетворенностью и т.д.
Тем не менее, люди продолжают подчиняться изменениям и одновременно являются причиной их возникновения. На сегодняшний день – человек единственное существо на этой планете, которое меняет среду обитания. Так что же зовет нас в эти неизведанные дали, что заставляет идти на риск и перерастать самих себя? Предлагаю вам такой ответ: мастерство. Люди обожают состояние мастерства. Описывают его по-разному: быть в потоке, творить, ощущать легкость, уверенность, мудрость. И еще мне кажется, что это доброе состояние, потому что, пребывая в нем, хочется делиться своими знаниями и умениями с другими. Если на одном конце шкалы будет находиться стресс, то на другом – состояние мастерства, как абсолютная противоположность. Стресс – это максимальное напряжение, мастерство – это юмор и расслабленность, широта восприятия.
Каждый человек в опыте имеет это переживание, его тело знает, что это такое. И вы можете припомнить множество моментов из вашей жизни, может быть, из самого детства, когда оно наступало.
Но прежде чем оказаться на прекрасном острове Мастера, необходимо пройти несколько стадий ученичества и преодолеть препятствия, которые закалят и проверят на прочность силу намерения стать мастером.
Стадия №1
Неосознанная некомпетентность.
Например, жил я себе жил и не знал, что существует потрясающий инструмент – коучинг.
На этой стадии у человека состояние блаженного неведения.
Стадия №2
Осознанная некомпетентность.
Наступил момент и я познакомился с коучингом и осознал, что ничего в этом не понимаю и не владею инструментами. Однако, меня все это здорово заинтересовало и раззадорило мое любопытство. И на этой стадии я принимаю решение становиться коучем или нет. Например, я принял решение стать коучем. Тогда переходим к следующей стадии. Если же такого решения не принимается, то не останавливаясь можно переходить к следующему интересу в своей жизни и также двигаться по стадиям.
Стадия№3
Осознанная компетентность.
Приняв решение стать коучем, я начинаю обучаться и приобретаю все больший опыт и знания. Эту стадию я называю «буратинной». Она напоминает танец деревянного Буратинки. Движения правильные, иногда даже слишком правильные, но угловатые, как будто в них нет души. Часто на этой стадии у людей выражено желание следовать моделям, выполнять инструкции и т.д. Слишком многое надо освоить, а это вызывает напряжение. Но постепенно начинается настоящий танец и человек переходит на стадию №4.
Стадия №4
Неосознанная компетентность.
На этой стадии все навыки становятся автоматическими, развивается высокая чувствительность, появляется большая спонтанность и доверие к себе. Если на предыдущей стадии люди больше прислушиваются к мнению авторитетов, то на этой стадии человек обращается к своей внутренней мудрости и доверяет интуиции. Вот здесь-то и приходит настоящее наслаждение от танца, рождаются уникальные, характерные только для этого человека движения, рождается неповторимость стиля.
Как правило, говорят только об этих 4 стадиях, однако, существует
Стадия №5
Осознанная неосознанная компетентность.
Название достаточно странное. Что же происходит на этой стадии? А на этой стадии мастер может передавать свои знания и обучать других. Есть много талантливых людей, которые не могут передавать свои знания и делать других мастерами.
Ну вот, теперь вы знаете о стадиях обучения. Изменилось что-нибудь? Наверное, немногое. И это правильно. Какой толк в том, чтобы знать стадии обучения? Думаю, что гораздо интереснее практические выводы и способы применения. Давайте о них и поговорим.
Когда люди нанимают коучей? Тогда, когда находятся на 2 или 3 стадиях. Зачем? Рассмотрим детальнее.
Что происходит на стадии №2 (осознанная некомпетентность)? Это ключевой момент, точка максимальной неуверенности. Человек находится перед принятием решения двигаться дальше или нет, принять вызов или остаться в комфорте. На этой стадии, между целью и моментом «сейчас» находится непроходимая чащоба «не знаю, не могу, а вдруг не получится и т.д.» Набор фраз определяется жизненным опытом личности. Если вы коуч, то ваша задача сделать так, чтобы у клиента была максимальная осознанность выбора. Здесь вылезут все базовые убеждения, которые ограничивают человека не только в продвижении к данной цели, но мешают и во всех остальных областях жизни. Ну и, естественно, поддерживать его, таким образом, чтобы он уважал себя за любое принятое решение.
На стадии №3, необходимо составление четкого плана и постоянные действия, стратегия «маленьких побед каждый день». Если вы коуч, то вам необходимо поддерживать клиента в том, чтобы он максимально эффективно продвигался к своей цели. На этом этапе человеку понадобится много различных ресурсов, но в первую очередь, как было сказано выше, четкий план. Очень неплохо вести «Журнал успеха», так как необходимы подтверждения успешности